Обновить

Как оценивают ювелирные камни (часть вторая) 16/09/2019

Автор: Лисовицкий Алексей

В прошлой статье мы рассказали о точных, в том числе прописанных в законах России критериях стоимости ювелирных камней. На свободном рынке, однако, итоговая цена, особенно дорогих вставок, чаще всего отличается от результатов «беспристрастного анализа». Оказалось, что в него очень трудно уложить факторы, по которым украшение оценивают реальные продавцы и покупатели.

Если вы разобрались в предыдущем материале, добавьте к нему этот плюс немного практики и сумеете продемонстрировать недюжинные познания в ювелирном деле. Они помогут вам и в продажах, и при покупке украшений.

Не забывайте делиться мнением о статьях Серебра в комментариях. Так мы сможем улучшать и дополнять материалы, делать свой блог полезным именно для вас.

Критерии не очень точные, но важные

Есть вещи, которые очевидны, но их трудно или вовсе невозможно измерить. Например, цвет, блеск, соответствие моде. Став предметами роскоши, ювелирные камни не могли избежать появления у себя массы подобных свойств. Человек любит красиво описывать вещи, особенно те, которые хорошо продаются.

Со временем среди этих критериев отсеялись совершенно умозрительные и остались доступные для понимания каждому, особенно при сравнении разных камней. Это так называемые описательные параметры:

  • Красота

  • Износостойкость

  • Уникальность

Они тоже хорошо сгруппированы, несмотря на то, что закон их игнорирует, в отличие от оценщиков Sotheby’s и Christie’s.

Красота

Здесь также уместен термин «декоративные свойства». Основная характеристика ювелирных камней. В данном случае красоту определяют следующие параметры:

  1. Цвет. Собственный или «чужой».

  2. Чистота. Наличие инородных вкраплений внутри кристалла (только для прозрачных камней).

  3. Блеск огранённого кристалла. Зависит от двух факторов:

  • природных свойств камня, то есть способности отражать свет от полированных граней и степени преломления лучей кристаллом;
  • качества ювелирной обработки. Чем лучше огранён и отполирован кристалл, чем более правильные пропорции огранки соблюдены, тем сильнее его блеск и игра света, ведь для этого его и обрабатывают. Различают металлический, алмазный, жирный, перламутровый, шелковистый, восковой, смолистый (смоляной), стеклянный блески. Камни без блеска называют матовыми.
  1. Дисперсия или радужный эффект — разложение света на спектр при прохождении сквозь кристалл и вызванная этим игра цветов. Явление дисперсии проявляется у минералов с высоким показателем преломления света. Самая высокая дисперсия у алмаза.

  2. Особые оптические эффекты. Их много: астеризм (звёздчатость), эффект александрита (смена цвета при изменении освещения), эффект кошачьего глаза, опалесценция, различные виды иризации.

  3. Прозрачность камня также определяет его применение, ценность и цену. Самые прозрачные являются самыми ценными и дорогими ювелирными камнями, непрозрачные камни относятся к категории поделочных и ценятся меньше. По степени прозрачности камни делятся на:

  • прозрачные

  • полупрозрачные

  • просвечивающие в тонких сколах

  • непрозрачные

Износостойкость

Этот показатель включает ряд требований к физическим и химическим свойствам. Для ювелирного дела важно, чтобы камень мог подвергаться разным видам обработки, выдерживая высокие нагрузки, и при дальнейшей носке изделия не терял потребительские свойства. Износостойкость включает:

  1. Твёрдость — способность сопротивляться механическому воздействию, такому как  царапание и резка. Определяют твёрдость по шкале Мооса, сравнивая камень с твердостью эталонных материалов. Самым твёрдым минералом на Земле является алмаз (это не значит, что он самый прочный; алмаз исключительно стоек к истиранию, но довольно хрупок и колется при ударных нагрузках, тем не менее твёрдость алмаза в 150 раз выше, чем у ближайшего к нему корунда).

  2. Вязкость — способность изменить форму под действием деформирующих сил и вновь восстанавливать её после прекращения действия этих сил. В ювелирном деле обычно используют камни с достаточно высокой вязкостью, чтобы они выдерживали обработку и не крошились при носке.  

  3. Спайность — способность камня раскалываться по кристаллографическим плоскостям. Это очень полезное свойство при обработке камней для получения плоской поверхности. Спайность привязана к структуре кристалла и типу атомных связей внутри него. Хотя есть и минус: шлифовка и полировка других плоскостей затрудняется риском возникновения трещин. По той же причине сколы образуются в процессе ношения. Если камень демонстрирует высокую спайность, ювелир предпочтёт выбрать для работы другой, более подходящий.

  4. Чистота (дефектность) — отсутствие посторонних вкраплений, трещин и пустот. Встретить в природе абсолютно чистый кристалл почти невозможно, обычно минералы содержат следы более ранних стадий роста. Иногда вкрапления могут украшать камень, придавая ему неповторимость и шарм, но в большинстве случаев дефекты мешают последующей обработке и снижают прочность камня.

  5. Химическая устойчивость — неизменность минерала, его внешнего вида и свойств при воздействии определённых химических соединений. В ювелирном деле чаще используются камни, устойчивые к влаге и разным жидкостям. Химической устойчивости способствует низкая пористость минерала, малое количество пустот и микротрещин, которые может заполнить опасное для него вещество. Примерами малоустойчивых камней являются органогенные природные материалы: янтарь, жемчуг, коралл.

Уникальность

Уникальность камня резко повышает его ценность среди других в случае, если сам по себе камень красив и имеет хорошие характеристики износостойкости. Под уникальностью подразумевают:

  1. Редкость камня в природе.

  2. Месторождение. От месторождения зависит и ценность и цена камня. Например, замбийские и бразильские изумруды ценятся выше колумбийских при аналогичных характеристиках, что связано с обстоятельствами добычи.

  3. Размеры и вес монокристаллов. Крупные камни весом от пяти карат и более в природе встречаются нечасто (чаще других это сапфиры), от общей массы добытого каменного сырья они составляют не более 0,5%, а камни уникального веса в десятки, сотни и тысячи карат находят раз в столетие; каждый из таких камней носит собственное имя, имеет свою историю, часто относится к предметам исторического и культурного наследия, торговля которыми запрещена государствами. В торговой практике большая масса камня как правило означает более высокую цену за карат. Но очень крупные камни (от 50 карат) трудно продать. Чтобы реализовать находку, продавец часто снижает цену или распиливает камень.

  4. Соответствие модным трендам. Пример: чёрные и цветные бриллианты дешевле белых, но изделия с ними относятся к категории модных и эксклюзивных, что повышает их ценность.  

  5. Цвет. Камни эталонного цвета встречаются в естественной среде реже и ценятся дороже тех, которые имеют  более тёмные или светлые оттенки.

  6. Чистота. Здесь то же самое — добыть в природе камень высокой степени чистоты считается большой удачей. Это уникальные кристаллы.

  7. Уникальные оптические эффекты. Например, именно особый оптический эффект непрозрачного опала выводит его в группу более ценных, прозрачных, полудрагоценных камней.

Последние характеристики особенно ярко показывают, насколько оценка камней похожа на оценку предметов искусства. Это, однако, вовсе не значит, что цены берутся «из головы». Добыть и обработать ювелирный камень очень трудно, на один экземпляр могут уйти месяцы работы уникальных мастеров с оборудованием фантастической точности и такой же стоимости. И каждая ошибка может сделать минерал непригодным для украшений. Но риск стоит того, правда?

В одной из следующих статей мы расскажем о длинном пути, который проходит ювелирное украшение для того, чтобы стать шедевром вашей коллекции. Чтобы не пропустить это, подписывайтесь на Серебро в FacebookInstagramВКонтакте и Одноклассниках!

Item(s) added

You added: items Summ
Total sum of the items in your cart: items Summ

Go to the cart

Cart

Contents of Youre cart have been changed

«Предложение для новых клиентов »